БЛОГ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИХ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

воскресенье, 26 сентября 2010 г.

Работа над формированием грамматического строя речи

Наиболее типичной структурой для синтаксического оформления речевого высказывания является структура простого двусоставного утвердительного предложения с глагольным сказуемым (его называют «ядерной структурой», поскольку на его основе можно построить бесчисленное множество других простых и сложных предложений). Учитывая этот факт, учащихся школ глухих с 1 класса знакомят с грамматической основой таких предложений, постепенно усложняя их и наполняя синтаксическую структуру до оптимальной протяженности.
Обучение грамматическим нормам ведется практическими методами. Детям сообщается грамматическая терминология, позволяющая отличить одну форму слова от другой: начальная форма слова, мужской, женский, средний род, единственное и множественное число. Но никакого определения понятий, обозначенных терминами, не вводится.


Как же в таком случае говорят о речевом материале, о тех категориях и формах, в употреблении которых упражняются дети? Называются единицы языка – слово, предложение. Говорят, что это форма слова правильная или неправильная. Отсылают детей к исходной, начальной форме слова, чтобы по аналогии с другим словом образовать такую же форму. Можно назвать число – единственное или множественное. Все остальное фиксируется наглядными средствами – выделением целых слов или их окончаний (формы), а также грамматическими вопросами: слепил (что?) морковку, слепил (из чего?) из пластилина, слепил (когда?) в начале урока, слепил (где?) в классе.

Правильное или неправильное соединение слов не объясняют с помощью каких-либо грамматических правил. Достаточно обратить внимание на то, как говорят, а как не говорят, например: Мы учимся в третьем классе (так говорят). Мы занима… хорошо. Мы заниматься … (так не говорят). Мы занимаются … (так не говорят) и т.д. Останавливаться надо в первую очередь на правильном варианте, а неправильные привлекать только из числа реальных ошибочных случаев. Если же ошибочного употребления у детей не было, его не следует специально создавать. Многократно повторяется правильное сочетание слов, подчеркивается форма.

Таким образом, выводы не даются в виде развернутых объяснений, правил, умозаключений, а состоят в оформлении речевого образца, которым в дальнейшем предстоит пользоваться при затруднениях.

(Методика преподавания русского языка в школе глухих./Под ред. Л.М. Быковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002).  

Комментариев нет:

Отправить комментарий