БЛОГ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИХ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

воскресенье, 29 августа 2010 г.

Что читали летом?


Обычно в конце учебного года учащиеся получают от учителя списки книг, которые должны прочитать летом. Дети могут получить рекомендации читать произведения, которые входят в программу следующего учебного года, произведения, с которыми будут знакомиться на уроках внеклассного чтения, дополнительную литературу. По-разному к таким рекомендациям относятся и дети, и родители. В ряде случаев задания учителей так и остаются невыполненными: теряются списки, 1-2 книги впопыхах читаются уже в последние дни каникул.
Конечно, выполнение летнего задания во многом будет зависеть от родителей, от их настроя и желания помочь детям найти необходимую литературу, организовать планомерное чтение. Кроме того, в случае детей с нарушениями слуха родители должны принять активное участие и в самом процессе прочтения книги. Без их помощи неслышащему младшему школьнику просто не разобраться: нужно обязательно разъяснить значения некоторых слов, проверить правильность понимания содержания произведения, помочь найти в тексте ответы на возникающие у ребенка вопросы, установить причинно-следственные связи. Все эти трудности, которые с помощью родителей может преодолеть ребенок с проблемами слуха, обусловлены особенностями речевого развития этих детей.

Ничего страшного я не вижу в том, что какие-то семьи сами выберут книги для совместного чтения. Но совсем отказываться от летних заданий по чтению, считаю, не стоит. Дело в том, что без списка очень часто дети ничего не читают летом. А для родителей бывает трудно сориентироваться в мире книг, подобрать произведение, соответствующее возрасту ребенка. Однако независимо от способа определения круга чтения, результаты работы обязательно должны быть оформлены письменно, т. е. необходимо сделать записи и зарисовки в читательском дневнике.
Своим ученикам, закончившим 2 класс, я предложила в этом году список книг, состоящий из двух частей. В первой части предлагаются для чтения конкретные произведения конкретных авторов, а во второй части предлагаются темы, по которым книги можно подобрать самостоятельно (только в качестве примера даются фамилии авторов).
***
Акимушкин И. В мире животных.
Андерсен Г. Дюймовочка.
Бажов П. Серебряное копытце.
Голявкин В. Тетрадки под дождем.
Драгунский В. Он живой и светится.
Маршак С. Вот какой рассеянный.
Михалков С. Дядя Степа.
Чуковский К. Федорино горе.
Чуковский К. Муха-Цокотуха.
***
Летние загадки.
Сказки и басни о труде. (Л. Толстой, В. Сутеев).
Рассказы о детях. (Е. Пермяк).
Рассказы и стихи о людях разных профессий. (В. Маяковский).
Рассказы В. Бианки.
Рассказы Н.Сладкова.
Рассказы о нашем крае.
Списки носят рекомендательный характер, не обязательно прочитать все по списку, но обязательно вести записи в читательском дневнике. Читательский дневник дети ведут по следующей форме:


№ п/п
Автор произведения
Название произведения
О чем говорится в произведении? Что понравилось? Почему?





Дети делают в читательском дневнике рисунки к прочитанным произведениям. Такая предметно-практическая деятельность создает дополнительную возможность для осмысления прочитанного.
На страничке блога «Детям» я поместила ссылки на произведения из предложенного списка, поэтому можно освежить в памяти прочитанное или прочитать уже в новом учебном году то, что не успели или не смогли найти летом. Кроме того, на сайте «Дорогами сказок» можно посмотреть мультфильмы, созданные по мотивам прочитанных сказок. Визуальное подкрепление восприятия прочитанных произведений особенно важно для неслышащих детей. Порой бывает очень сложно понять определенную ситуацию ребенку, имеющим еще небольшой жизненный опыт. Мультипликация в этом случае становится хорошим подспорьем.

4 комментария:

  1. Уважаемая, Ирина Викторовна! Огромное спасибо за ссылки на произведения. Хоть я и не считаю себя безответственной, но так уж получилось, что не все рекомендованные книги сумели прочитать летом. Теперь восполним пробелы. И, кроме того, конечно же, посмотрим и мультфильмы.
    Раковская И.Ю., мама Вовы Раковского.

    ОтветитьУдалить
  2. Изабелла Юрьевна! Мне очень приятно, что Вы интересуетесь всем новым, что появляется в нашем обучении, принимаете активное участие в развитии своего ребенка. И, конечно, я нисколько не сомневаюсь в качестве выполнения летнего задания Вовой, т. к. Вы являетесь активным пользователем Интернета. И все-таки я рада, что смогла оказать Вам какую-то помощь. Надеюсь на Ваше дальнейшее участие в совместной работе в блоге.

    ОтветитьУдалить
  3. Ирина Викторовна! Мне было трудно найти книги из списка для чтения летом, но все-таки какие-то книги мы смогли прочитать. Ваши материалы помогут мне с моим сыном довести дело до конца. Пока у нас не появился свой Интернет, попробуем воспользоваться помощью друзей.

    ОтветитьУдалить
  4. Уважаемая Лариса Владимировна! Хорошо, что Вы используете все возможности, чтобы помогать своему ребенку в учении. Будем надеяться, что Интернет у Вас появится, и Вы станете активным участником моего блога.

    ОтветитьУдалить