БЛОГ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИХ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

воскресенье, 22 августа 2010 г.

Первые трудности родителей

Появление в семье ребенка с нарушением слуха часто изменяет взаимоотношения родителей, психологический климат в семье. Никто из не готов принять такой диагноз и поверить, что такое заболевание невозможно вылечить. Часто семьи распадаются, не выдерживают испытания. При этом глухой ребенок остается на попечении матери.
Бывает и так, что семья какое-то время сохраняется,
но нарушается психологический семейный баланс: мать практически полностью отдается делу обучения и воспитания неслышащего ребенка, а отец своей главной и единственной задачей считает материальное обеспечение семьи, предпочитая дома отдыхать в тишине и одиночестве. Такая ситуация в семье также приводит к разводам.
Поэтому главной задачей на первом этапе осознания и принятия ситуации является сохранение гармоничных семейных отношений.
Необходимо помнить, что отцы избегают контактов со своими неслышащими детьми, потому что не умеют и боятся с ними общаться. Нотации, истерики и жалобы тут не помогут. Начинать надо с совместной деятельности в группе мама-папа-ребенок. А затем постепенно осуществлять переход к общению папы с ребенком без участия мамы.
Но так происходит в том случае, если семья приняла своего ребенка и решила сделать все возможное для него. Однако встречается и другая позиция, удобная: ребенок маленький, его нельзя перегружать, нельзя травмировать, у него еще неустойчивая психика и т. д. А как же современные знания всех родителей о том, что ребенка можно обучать только до 5-летнего возраста, а потом только переучивать?
Антонина и Тарас Кагал пишут в своей статье: «А что будет, если не заниматься воспитанием ребенка? Если все пустить «на самотек»? Ответ элементарный: доживете – увидите. Ведь Вас никто не заставляет заниматься интенсивным обучением своего ребенка. Переложите это дело на детский садик, на школу, на колледж, на университет, на какой-то кружок, в конце концов. Очень даже удобно: не надо напрягаться, меньше тратится нервов и материальных средств. И самое главное, будет кого винить, что они так плохо воспитали Вашего ребенка. Можно смело ругать всю систему образования снизу до верху. Вы-то в сторонке, Ваша хата с краю».
На сайте этой семейной пары «Благотворительный фонд реабилитации глухих детей» можно познакомиться с практическим опытом воспитания и обучения детей с нарушениями слуха. Обо всех трудностях этого процесса они знают не понаслышке. Искали, пробовали, ошибались, находили верные пути, но всегда были уверены: «реабилитация глухого ребенка возможна, если главную роль в этом процессе будет играть семья».
Неслышащий ребенок, если его специально не обучать, сам говорить не начнет и общий уровень его развития будет ограниченным. Его необходимо специально учить говорить и понимать язык. И те родители, которые незамедлительно занялись развитием речи, как только заметили отсутствие слуха у своего ребенка, значительно сократят разницу в общем развитии по сравнению с ровесниками.
Каковы же основные требования правильного воспитания неслышащего ребенка?
Во-первых, ребенка необходимо слухопротезировать, т. е. подобрать (по результатам обследования) и настроить слуховые аппараты, т. к. использование остаточного слуха и его развитие является важным условием обучения неслышащих детей устной речи. Б.Д. Корсунская давала родителям такие рекомендации: «Перед вами встает задача – использовать возможности вашего ребенка: специальными приемами научить его понимать речь и говорить, а также воспитать умение пользоваться сохранившимися остатками слуха, научить его слышать».
Во-вторых, надо относиться к ребенку как к здоровому человеку, а не больному-инвалиду, так как это способствует искаженному формированию личности малыша. В семье должны быть выработаны одинаковые требования к ребёнку. Глухой ребенок, как и его родители, с раннего детства должен быть большим тружеником. Иначе ничего не выйдет.
В-третьих, необходимо научиться правильно общаться с ребенком на первом этапе формирования речи: чуть замедленный темп речи, более четкая артикуляция, максимальное интонирование коротких простых фраз, общение с использованием мимики, естественных жестов, когда ребенок видит лицо и губы говорящего человека. Ребенок должен постоянно находиться в слухо-речевой среде, т. е. необходимо постоянно называть все действия, которые совершает малыш, и предметы окружающего мира, а воспринимать все звучания ребенок будет с помощью слуховых аппаратов.
В-четвертых, нужны постоянные систематические занятия с малышом под руководством сурдопедагога, который поможет избежать многих ошибок и быстрее получить необходимый результат.
История сурдопедагогики знает немало примеров, когда глухие от рождения люди достигали очень высокого уровня развития, свободно общались со слышащими и даже овладевали иностранными языками. И это не было чудом, а только результатом ежедневного, ежечасного труда, и самого неслышащего человека, и всех, кто его окружал и помогал.

2 комментария:

  1. Познакомилась с сайтом семейной пары. Кое-что отметила для себя. Борюсь со своими родственниками в отношении правильного общения с ребенком и проявления одинаковых требований. Не всегда получается убедить, но пытаюсь.

    ОтветитьУдалить
  2. Наталья Александровна! Могу Вам только пожелать терпения в убеждении родственников. Со своей стороны буду оказывать поддержку и помощь.
    Ваше отношение к своему ребенку уже дало результаты, которые заслуживают внимания.

    ОтветитьУдалить