БЛОГ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИХ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

пятница, 20 августа 2010 г.

Роль родителей в развитии личности ребенка с нарушениями слуха

Роль семьи значительно возрастает при формировании личности ребенка с нарушениями в развитии, в частности с нарушениями слуха.
Потеря слуха нарушает полноценное общение глухого человека с окружающими. Насколько адекватным будет взаимодействие с окружающей средой зависит от родителей ребенка.

В сурдопедагогике общение рассматривается как значимый фактор формирования личности неслышащего ребенка. Это связано с тем, что в общении заложены огромные возможности не только речевого, но эмоционального и нравственного развития ребенка. При участии родителей в коррекционно-воспитательной работе и их поддержке наиболее успешно преодолеваются нарушения в развитии личности ребенка.
В исследовании Т.Г. Богдановой и Н.В. Мазуровой (1998) установлено, что в семьях, где глухой ребенок и глухие родители, складываются эмоциональные отношения, близкие к тем, которые характерны для семей слышащих. Это объясняется тем, что при общении жестовой речью, понятной обеим сторонам, достигаются более полный контакт и взаимопонимание. В отличие от них слышащие родители не могут наладить столь же успешное общение со своими детьми с помощью небольшого набора слов и высказываний, уже усвоенных детьми, и естественных жестов.
Были получены сведения об особенностях личности детей. Слышащие дети характеризовались достаточно высоким показателем любознательности (75%), глухие дети глухих родителей – более низким показателем (65%), глухие же дети из семей слышащих – самым низким (45%). Незначительно различались дети всех групп по общительности (60 – 70 %). Самый высокий показатель доминирования в группе сверстников обнаружили глухие дети из семей глухих (45%). Чуть ниже показатель у слышащих (30%). Самым низким был показатель в группе глухих детей слышащих родителей – 18%. Уровень конфликтности у слышащих учащихся в среднем составлял 17%, у глухих детей из семей глухих – 22,5%, у глухих детей из семей слышащих – 25%. По склонности к уединению, отгороженности самый высокий показатель обнаружили глухие дети слышащих родителей (40%). У слышащих детей и глухих детей из семей глухих данный показатель колебался от 0 до 20%.
Таким образом, родительская позиция по отношению к ребенку, имеющему нарушения слуха, оказывает существенное влияние на развитие личности ребенка. Только большое желание родителей помочь своему ребенку, каждодневный усердный труд и взрослых, и ребенка могут определить достижение положительного результата в развитии личности ребенка с нарушениями слуха.

2 комментария:

  1. Уважаемая Ирина Викторовна, блог просто замечательный. По количеству посещений видно, что он явно востребован.
    Удачи! С уважением Е.Л. Чичканова

    ОтветитьУдалить
  2. Уважаемая Елена Леонидовна! Спасибо за внимание к блогу, за добрые слова.

    ОтветитьУдалить