БЛОГ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИХ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

вторник, 12 октября 2010 г.

III Всероссийские педагогические чтения по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии

4-6 октября прошли III Всероссийские педагогические чтения по вопросам педагогики и специальной психологии, организованные учреждением РАО "Институт коррекционной педагогики" при поддержке Министерства образования и науки РФ и Российской академии образования. Участницей этих Педагогических чтений мне довелось стать.
На конференции рассматривались важные вопросы специального образования:
  • модернизация действующей системы специального образования;
  • разработка и внедрение специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • совместное образование детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (интеграция и инклюзия);
  • специализированные информационные технологии в структуре модернизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Было представлено много докладов и сообщений концептуального характера. Сообщения о практическом опыте работы по организации интегрированного обучения содержали много вопросов, требующих конкретного решения.

Отмечу доклад Смолина О.Н., первого заместителя председателя Комитета по науке и образованию Государственной Думы Законодательного Собрания РФ, «Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы законодательства». Олег Николаевич призвал всех присутствующих  к активному обсуждению проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", в котором отсутствует отдельная глава о специальном образовании, и имеются лишь отдельные статьи, касающиеся лиц с ограниченными возможностями здоровья. В качестве положительных моментов было отмечено следующее: ребенок не может быть помещен в специальное образовательное учреждение без согласия родителей; обучающиеся, проживающие в интернате коррекционной общеобразовательной школы, находятся на полном государственном обеспечении; штатное расписание должно обеспечивать реализацию основной коррекционной образовательной программы. Однако, как отметил докладчик, совершенно не прописаны материальные гарантии, а именно: кто будет обеспечивать создание необходимой для обучения материально-технической базы.
Очень много внимания в докладах выступающих (Малофеев Н.Н., Никольская О.Н., Кондаков А.М., Зыкова Т.С., Шматко Н.Д., Коробейников И.А., Чиркина Г.В., Кукушкина О.И) было уделено разработке и внедрению специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В проекте "Единой концепцииспециального федерального стандарта для детей с ограниченными возможностямиздоровья" указывается на то, что  специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования.
В соответствии с возможностями детей выделяются три уровня образования, при этом каждый должен обеспечить ребенку не только адекватные его потенциалу «академические» знания, умения и навыки, но и способность их реализации в жизни для достижения личных целей. Соответственно, в структуре содержания образования для каждого уровня условно выделяются и рассматриваются два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и «жизненной компетенции». Их соотношение специфично для каждого уровня образования.
  • I уровень, цензовый, в целом соответствует уровню образования здоровых сверстников к моменту завершения школьного образования, предполагая при этом и удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ как в академическом компоненте, так и в области жизненной компетенции ребенка.
  • II уровень школьного образования нецензовый, он изменен в сравнении с уровнем образования здоровых сверстников за счет значительного редуцирования его «академического» компонента и специфического расширения области развития жизненной компетенции ребенка.
  • III уровень школьного образования также нецензовый, и академический компонент редуцируется здесь до полезных ребенку элементов академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития его жизненной компетенции за счет формирования доступных ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя его, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.
Предлагается для каждой категории детей с ОВЗ набор вариантов стандарта, отвечающих их общим и особым образовательным потребностям. Предлагаемые четыре варианта специального стандарта рассматриваются как системные интегральные характеристики требований к уровню конечного результата школьного образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.
Честно говоря, концепция понятна, но до сих пор не хватает конкретной практической информации.
На конференции был затронут вопрос и о дистанционном обучении детей-инвалидов. С уверенностью было заявлено, что такие занятия должны вести учителя-дефектологи. Поднимался вопрос и о лицензировании такой деятельности.
Малофеев Н.Н. отметил, что учитывая высокую социальную значимость модернизации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, интеграция/инклюзия вошли в число приоритетных направлений исследований, проводимых Институтом коррекционной педагогики РАО.
Ведется работа, цель которой — создание системной модели совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной среде нормально развивающихся сверстников.
Инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими — традиционными и инновационными. Совместное обучение не противопоставляется специальному образованию, а выступает как одна из его форм.
Ученые отмечали, что на современном этапе возникает необходимость организации  учреждений комбинированного типа (УКТ), в которых правомерно существовали бы как классы коррекционной направленности, так и общеобразовательные классы с включенными в них детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
В ходе работы конференции была организована интерактивная экспозиция научных достижений в сфере коррекционной педагогики. В частности, был организован сеанс видеоконференцсвязи Российской Академии Образования и Омского государственного университета, была представлена модель дистанционного сопровождения специалиста на рабочем месте, определены перспективы работы портала ИКП РАО. Николаева Т.В. продемонстрировала новую технологию подготовки специалистов –  форму  виртуальной профессиональной практики психолого-педагогического обследования ребенка с нарушенным слухом .
Каждый участник педагогических чтений получил материалы исторического развития отечественной коррекционной педагогики «Прошлое в лицах», выпущенные к Столетию Института Коррекционной Педагогики. Мне запомнились воспоминания И.В. Цукерман, имеющиеся в этих материалах и озвученные в ходе работы Круглого стола, посвященного юбилею Ф.Ф. Рау:
«Встречаясь с пожилыми глухими москвичами, удивляясь их правильной устной речи, я часто получаю пояснение: «Еще бы - они учились у Pay!..»
Люди более молодого поколения с трудом различают двух Федоров Pay - Федора Андреевича (отца) и Федора Федоровича (сына). Оба они оставили яркий след в российской сурдопедагогике.
Удивительная была семья!»
Теплые воспоминания Н.Д. Шматко, ученицы Ф.Ф. Рау, участие в мероприятии родственников этого выдающегося ученого, представление использования его редких материалов по обучению произношению плохоговорящих глухих детей в созданных электронных пособиях, позволили ярко представить личность сурдопедагога, его деятельность и значимость труда для всей отечественной специальной педагогики.
В целом, несмотря на недостаточный уровень разработки практических материалов и обеспечения ими педагогов, работающих с лицами с ограниченными возможностями, работа III Педагогических чтений оказалась очень интересной: на современном этапе определено много вопросов, требующих поиска решений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий