БЛОГ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИХ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

понедельник, 23 мая 2011 г.

Родительское собрание "О детском чтении"

Обработка анкет для родителей показала следующие результаты.

 
Уточнение ответов на вопрос о том, читают ли родители своему ребенку, позволило выяснить, что в большинстве случаев родители читают вместе со своими детьми только то, что задано в школе, и обсуждают именно материал этих заданий. Регулярная самостоятельность и инициативность в организации детского чтения отмечена в 2 случаях. Тем не менее, почти все родители считают, что увлечь чтением детей можно. И это обнадеживает. Поэтому цель родительского собрания о детском чтении: помочь Вам, уважаемые родители, понять, что без Вашего активного участия ребенку будет очень сложно увлечься чтением. А вот обратить внимание на трудности, встречающиеся в процессе обучения чтению неслышащих детей, дать практические советы по формированию читательского интереса постараюсь в предлагаемых материалах.
Педагоги и психологи констатируют, что дети (слышащие) читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, забывают суть задания прежде, чем начнут его выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в своем возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать. Если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг.
В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.
Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью?
В.Н. Зайцев дает следующие рекомендации:
·        Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два еще 1-2 абзаца. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один прием.
·        Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка – первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Как говорил К. Чуковский, сказка – есть самая здоровая пища – не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб.
Сказка приходит в дом тогда, когда в нем появляется малыш. Однако для того, чтобы сказка принесла наибольшую пользу ребенку, с ней можно поиграть, тем самым сделав ее своим помощником в развитии ребенка.
Есть много сказок, которые помогут людям мыслить логически, разовьют воображение, речь и др. Для развития логического мышления можно использовать сказки Дж. Родари, В. Сутеева, Д. Хармса, А. Толстого и др.
Есть сказки, где герою приходится делать выбор. Как быть с такими сказками? Можно прочесть ребенку сказку, только не до конца, а до того места, где требуется сделать выбор. После того как он сделает свой выбор (скажет, нарисует, выложит из подсобного материала и т.д.), дочитать сказку до конца, чтобы ребенок узнал, какой выбор сделал герой сказки, и сопоставил оба.
Чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку. Здесь может быть два подхода.
Первый подход – это рабочая библиотека, помогающая в повседневном учебном и внеучебном труде: словари, энциклопедии, научно-популярная литература, периодические издания и др.
Второй подход – приобретение любимых книг, прочитанных и ставших любимыми (книги-друзья, книги-помощники, книги-собеседники).
Родителям необходимо самим хорошо знать детскую литературу, чтобы помогать развитию детей. Когда у ребенка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, зарождаться интересы, увлечения – самое время познакомить его с научно-популярной литературой. Здесь родители могут обратиться к «золотому фонду» детской научно-познавательной литературы – книгам М. Пришвина, Е. Чарушина, Г. Снегирева, В. Бианки и др. Кроме того, сейчас в библиотеках, в книжных магазинах есть множество интересных книг энциклопедического характера: «Я познаю мир», «Все обо всем», «Моя первая энциклопедия» и др.
Ребенка следует записать в общественную библиотеку, где из обилия книг можно выбрать то, что нужно именно ему. В первое посещение библиотеки родители могут рассказать, кто в ней работает, как расположены книги, где находится периодика, как заниматься в читальном зале и т.д.
В собственной библиотеке ребенка старшие могут показать, как следует располагать книги (по тематике, по жанрам, по авторам), как делать закладки, библиографические карточки с выходными данными.
Если семья выписывает периодические издания, можно начать сбор вырезок по интересующим детей вопросам: о животных, растениях, технике, истории, природных явлениях, спорте.
Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке.
В некоторых семьях стало хорошей традицией сохранять полюбившиеся детские книги. Жизнь у этих книг может быть долгая: их читали бабушка, дедушка, мама, папа, а теперь они стали друзьями ребенка. Такая семейная традиция не только воспитывает бережное отношение к книге; это отношение к книге дополняется чувствами к самым дорогим людям.
Сближают родителей и детей совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке и, конечно, совместное чтение и обсуждение прочитанного.

Рекомендации родителям:
·        Чаще устраивайте совместные чтения.
·        Читайте сами. Пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
·        Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы, лучше посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.
·        Собирайте дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический, иностранных слов и т.д.; вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
·        Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги.
·        Вместе с ребенком создайте для него такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги.
·        Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте книги, обсуждайте прочитанное.
·        Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.

 В работе по развитию читательского интереса можно использовать иллюстрированный материал, например, http://viki.rdf.ru/

Проект решенияродительского собрания. 
1. Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: читать ежедневно с ребенком детские книги, обсуждать с ним прочитанное, помогать ему составлять по иллюстрациям рассказы.
2. Каждой семье найти время для организации семейного чтения, накопить такой опыт и поделиться им на родительских собраниях.
3. Включить в круг детского домашнего чтения журналы и газеты для детей.
4. Помогать ребенку правильно вести читательский дневник.
5. В сентябре провести конкурс "Лучший читательский дневник"(по летней читательской работе), вручить призы победителям. 


 Уважаемые родители! Прошу Вас принять участие в обсуждении материалов собрания, высказать свое мнение по рассматриваемому вопросу, внести дополнения и изменения в проект решения собрания.

 Литература.
1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. - М.: "ВАКО", 2004.
2. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1./ Под ред.Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
3. Морозова Н.Г. О понимании текста. //Альманах ИКП, №10, 2006. http://almanah.ikprao.ru/10/st02.htm


С различными формами участия родителей в образовательном процессе можно познакомиться на страницах блога Юдаевой И.В. "Родители в Новой школе"

8 комментариев:

  1. Наша Маша не любит читать и, если читает одна, то делает это механически, не вдумываясь в содержание. Такие трудности существуют не только в нашей семье. Решить эту сложную проблему нам помогают подробные рекомендации Ирины Викторовны. Мы хорошо понимаем, что должны систематически заниматься со своим ребенком, делать эти занятия интересными и посильными. Задача трудная, но вполне выполнимая.

    ОтветитьУдалить
  2. Летом мы с Денисом ходили в библиотеку и брали книги, рекомендованные для чтения: "Спящая красавица", "Дикие лебеди", "Лебедь, рак и щука", "Каштанка", "Лягушка-путешественница", "Стойкий оловянный солдатик", "Цветик-семицветик" и другие. И вот эти книги Денис не хотел читать. Я помогала Денису понять, о чём говорится в книге. А сам Денис не любит читать.

    ОтветитьУдалить
  3. Летом мы с Владиком прочитали несколько книг. Наверное, это очень мало. Но больше не смогли: Владик за лето расслабляется и не испытывает желания прилагать усилия к преодолению трудностей. А чтение книг – очень трудное занятие. Без моей помощи обойтись не может. А времени не хватает для совместного чтения, для разбора содержания книг. Да и не всегда можешь объяснить ребенку, казалось бы, простые вещи. А ему непонятно. Поэтому часто бывает так: пишу адаптированный вариант содержания, а Владик читает и переписывает в дневник.

    ОтветитьУдалить
  4. Уважаемые родители! Спасибо за отзывы, комментарии, выражение своего мнения, высказывание проблем. Да, наши дети чаще не любят читать, потому что сталкиваются с огромным количеством непонятных слов, да и понятные слова не всегда позволяют детям вникнуть в смысл читаемого. Именно поэтому мы с Вами должны помочь детям научиться понимать смысл читаемого, понимать значение новых слов из контекста, выделять главное. Это сложное умение, которое требует, прежде всего систематической работы.
    Прошу Вас еще раз обратить внимание на советы Зайцева В.Н. в материалах родительского собрания. Это очень важно.
    Обязательно создавайте собственную домашнюю библиотеку, приобретайте книги, перечитывайте вместе с детьми, делайте понятные книги любимыми.
    Предлагаю провести в конце года конкурс домашних книжных уголков. А пока заняться их устройством и наполнением.
    Накапливайте опыт организации семейного чтения, которым и поделитесь на итоговом родительском собрании.
    Жду Ваших отзывов на данное предложение.
    Пока же предлагаю ознакомится со следующими материалами:
    http://yvision.kz/community/Читалка/134879.html

    ОтветитьУдалить
  5. Я не могу сказать, что Вова не любит читать. Он с удовольствием читает книги и журналы, которые ему интересны. Так, он может перечитывать книги и энциклопедии про животных по несколько раз сам. Но а нужную литературу читаем и разбираем вместе.

    ОтветитьУдалить
  6. Поддерживаю предложение классного руководителя по проведению конкурса домашних книжных уголков. Такой уголок нужен дома, но у нас пока его нет: мы ходим в библиотеку, берем нужные книги, читаем, потом сдаем. Надеюсь, мне помогут советы педагогов и других родителей класса в организации книжного уголка дома.

    ОтветитьУдалить
  7. Идея проведения конкурса домашних книжных уголков интересная. У нас дома много книг. Маша постоянно обращается к ним: просматривает, читает, получает новые сведения из энциклопедий. Хотелось бы узнать о правильной организации книжного уголка, подборе книг, соответствующего возрасту ребенка. Обязательно примем участие в этом конкурсе.

    ОтветитьУдалить
  8. Уважаемые родители, откликнувшиеся на предложение о конкурсе книжных уголков, спасибо за поддержку. На ближайшем родительском собрании мы обсудим работу в этом направлении. Думаю, что всем родителям будут полезны советы и рекомендации, которые мы составим вместе.

    ОтветитьУдалить